ПОСМОТРЕТЬ ЭКСПОЗИЦИЮ

 

1 ведущий: Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Слово «Отечество» того же корня, что и слова «отец», «отчизна», «отчий дом». Отечество – наша страна, Родина. Во все времена считалось, что защищать Отечество – священный долг гражданина. Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее – сильная любовь к стране.

2 ведущий: Любит народ своего воина. О нѐм много сложено былин и сказок, придумано пословиц и поговорок, написано песен, рассказов, романов. Россия — страна с многовековой военной историей. Художники писали картины на исторические темы, создавая живописную историю военной славы русского народа. Сегодня на экскурсии мы предлагаем вам познакомиться лишь с малой частью художественных произведений, посвященных защитникам Отечества, и затронем только живопись. На картинах защитник Отечества представляет собой лучшие качества русского воина - это величие и красота, сила и мощь, благородство, доброта и душевное богатство. Будем надеяться, что произведения, с которыми вы сегодня познакомитесь, запомнятся вам как яркий пример патриотизма в искусстве.

1 ведущий: За свою долгую историю Россия не раз бывала под властью иноземных захватчиков. Но каждый раз поднимался народ и освобождал свою землю. Русские художники, сознавая моральную силу искусства, обладающего особым воздействием на человека, в тяжелые для страны времена создавали произведения, поднимающие дух своего народа, вселяли в него веру в победу. В древнерусском искусстве – в первую очередь в иконе - заступников за Русскую землю олицетворяли Святые Георгий и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, Александр Невский. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут, у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием».

2 ведущий: Святой Димитрий Солунский родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Грециив правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Когда святой Димитрий подрос, родители, призвав священника, тайно крестили его в потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности, назначил его проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Слух об этом скоро дошел и до самого Максимиана. Возвращаясь из похода против сарматов, Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу. Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями. Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий. Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимианаи узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, повелел пронзить святого Димитрия копьями. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.

1 ведущий: Образами легендарных богатырей, среди которых наиболее известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, полна древнерусская литература. В изобразительное искусство они вошли с творчеством художников конца XIX – начала XX веков – В. Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля. «Богатыри (Три богатыря)» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.

2 ведущий: Александр родился в ноябре 1220 года в семье князя Ярослава II Всеволодовича и рязанской княгини Феодосии Игоревны. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был уехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора в 1233 году Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Перед молодым князем возникала и другая более близкая и более серьезная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 году разрозненные силы ливонцев - тевтонского ордена и меченосцев - объединились против русских. В 1240 году шведы предприняли крестовый поход против Руси. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов, ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отсюда послал сказать Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда уже идти к Новгороду. Но Александр, не медля ни дня, выступил навстречу шведам с новгородцами и ладожанами. Русские войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Биргер не ждал неприятеля и расположил свою дружину спокойно: ладьи стояли у берега, рядом с ними были разбиты шатры. Новгородцы, внезапно появившись перед шведским лагерем, набросились на шведов и начали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успевали взять оружие. Александр лично участвовал в битве. Шведы бежали на корабли и в ту же ночь все уплыли вниз по реке. Всеобщую славу молодому князю принесла эта победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Традиционно считается, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. Под предводительством Александра Невского русские войска разгромили Ливонский орден в сражении на Чудском озере в 1242 году. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. 1ведущий: В эпоху Российской империи наша страна также не избежала войн – со шведами, турками, французами. В изобразительном искусстве нашли отражение образы как выдающихся полководцев – Петра Великого, П.А. Румянцева, А.В. Суворова, В.А. Корнилова, так и менее известных героев. Пѐтр I Алексеевич, прозванный Великим родился 30 мая 1672 г., последний царь всея Руси(с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пѐтр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пѐтр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 г. титул российского императора. Перед вами фрагмент диорамы Арсения Чернышова«Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 году». Петр I завоеванием Азова открыл себе путь к Черному морю, но он не полагал того довольным для России. Он нетерпеливо обращал взоры свои на северо-запад и на балтийское море, которым обладала Швеция. Петр I думал об Ижорской и Карельской земле, лежащих при Финском заливе, некогда принадлежавшихРоссии и отторгнутых у нас незаконно во время наших войн в междуцарствия. На картине Владимира Передерея Петр I самолично перевязывает раненого под Азовом. 2 ведущий: Перед вами портрет Румянцева Петра Александровича. Румянцев П.А. – русский военный и государственный деятель, граф, участник Семилетней войны, командующий русскими войсками в войнах с Турцией при Екатерине II, герой сражений при Ларге и Кагуле, удостоен титула «Задунайский». Блистательно продемонстрировал в знаковых сражениях Семилетней и двух русско-турецких войн действенность сформулированных им принципов наступательной стратегии и тактики. Графа Петра Александровича по праву считают и основоположником российской военной доктрины. На репродукции Василия Ивановича Сурикова «Переход Суворова через Альпы» изображено историческое событие - антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец Суворов Александр Васильевич выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции. Но поход в горы в зимних условиях остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией. Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский. Картина построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Фигура его не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины. Солдаты, при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с оружием – штыками, пушками, кинжалами. Посмотрите как переданы отдельные детали, такие, как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди, или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение. Талант художника Сурикова проявился в изображении снежной гористой поверхности на переднем плане и крутого горного склона с облаками на заднем. Ослепительно белый альпийский снег контрастирует не только с общей человеческой массой, но и с синеватыми скалами, заслоняющими небо. Природа швейцарских Альп не раскрыта во всей своей красоте, скорее, она сурова и враждебна к не прошеным гостям. 1 ведущий: В период наполеоновских войн мастера академической школы Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов и другие писали полотна на сюжеты из героического прошлого России. Особое место в русском искусстве этой эпохи занимают графические и живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года О.А. Кипренского и цикл полотен «1812 год» русского живописца и литератора Василия Васильевича Верещагина (1842 – 1904 г. г.). Перед вами несколько из них «Атака», «Конец Бородинского сражения», «Не замай! Дай подойти». Немного расскажем о последней из них. На картине изображѐн отряд партизан – крестьян под предводительством старосты одной из деревень Смоленской губернии Семѐна Архиповича. Семѐн Архипович не действовал один, а старался соединиться или с другими отрядами, или с казаками. Когда требовалась настоянная решимость, староста тотчас проявлял еѐ, например, в соседней деревне стреляли по передовым неприятельского отряда, который, подойдя, захватил кого мог - старого и малого - и всех расстрелял на церковной паперти. С другой стороны, староста Семѐн не любил чрезмерной жестокостии без надобности не убивал неприятеля, а отправлял по начальству в уезд. Партизаны были вооружены не одинаково: имелись флинты начала прошлого столетия и хорошие французские ружья, взятые от убитых и пленных; у многих были тесаки и вся амуниция, отнятая у французов, у других только пики или палки с прибитыми к ним косами. Нередко с отрядом Семѐна ходил старый батюшка, и всегда с крестом в руках, что придавало народу смелость и уверенность. В отряде Семѐна был дьячок, всюду поспевавший верхом на своей лошади и никто не мог приблизиться ночью к деревне без того, чтобы он не задержал, не допросил и не осмотрел. Ещѐ отличался беззаветною храбростью Федька, немолодой уже рыжий мужик, простоватый, лезший во всякую опасность. За время войны отряд старосты Семѐна, состоявший из нескольких сот человек, отправил на тот свет более 1500 французов, взял в плен и сдал начальству около 2000 человек неприятеля. 2 ведущий: Перед вами несколько картин художника Ореста Кипренского (1782 – 1836 г.г.), на которых он изобразил героев Отечественной войны 1812 года:

1) «Портрет лейб-гусарского полковника Давыдова». Изображенный на картине гусар является собирательным образом русского офицера тех лет, героя того бурного времени.

2) «Конный портрет Александра». В начале Отечественной войны 1812 года царь находился в действующей армии, но ввиду неудачного руководства назначил главнокомандующим генерала от инфантерии Михаила Кутузова. В 1813-1814 годах русский император возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав. 31 марта 1814 года Александр I вступил в Париж во главе союзных армий.

1 ведущий: Две мировые войны, выпавшие на долю России в XX веке, призвали художников вновь обратиться к теме защиты своего народа. Художники не занималась пропагандой, они фиксировали события. Прямо в окопах художники делали в блокнотах карандашные и перовые зарисовки боевых действий, линии фронта, различных моментов солдатской жизни, портреты сослуживцев, местных жителей, пленных и многого другого. Как правило, зарисовки имеют точную дату (а иногда и время) и надпись, поясняющую события, имена, место действия. Их ценность – в абсолютной документальности. Здесь каждое изображение достоверно. Благодаря произведениям искусства Владимирова Ивана Алексеевича, Самокиша Николая Семѐновича, Соломко Сергея Сергеевича, Дмитрия Шевченко, Александра Аверьянова и многих других, к сожалению, неизвестных художников, мы узнаем о тех событиях, которые не видели сами. Именно картины о войне открывают путь к знаниям о прошлом нашего народа. Художники на войне служили в редакциях фронтовых газет, рисовали воинов-героев, выпускали листовки, готовили плакаты и почтовые открытки, оформляли «боевые листки» и стенгазеты. Художник Иван Алексеевич Владимиров был таким художественным корреспондентом. Он с оружием в руках стоял рядом с солдатами в траншее, ползал по-пластунски, мерз в окопах, участвовал в бешеных марш-бросках. Запечатлеть увиденное художник мог чаще всего лишь в форме быстрого рисунка-наброска. Вглядываясь в лица людей на войне, художники словно пытались подметить то, что появилось нового в характере и облике человека. Из рисунка Владимирова «Казаки в походе» видно: автор любит этих людей, гордая осанка казаков, счастливые лица, эти люди уверены в своей победе, они поют. Размытый серый тон создает фон: небо и землю. Лошади нарисованы динамично, в движении, задние ряды и ноги лошадей прорисованы нечетко, они как будто бы в клубах пыли, поднимающихся из-под копыт лошадей. Перед вами несколько репродукций картин Ивана Владимирова: «Сестра милосердия» и «Попался немецкий летун». 2 ведущий: Николай Семѐнович Самокиш (1860 – 1944 г.г.) – русский и советский художник – баталист. По заданию журнала «Нива» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года. Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904-1905. Из дневника художника». В 1915 году, Николай Самокиш сформировал, с Высочайшего разрешения, «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств и выехал с ними на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Целая галерея образов создана мастером, всмотритесь в эти рисунки, почувствуйте искренность и боль, трепетность чувств художника, выраженные в каждой линии, в каждом штрихе, порой начертанных, кажется, не рукой, а обнаженным нервом. Рисунок «На разведке» выполнен в графике. Четко прорисована центральная фигура всадника. Быстроту движения придают линии штриха; линии дороги, деревья, маленькие фигуры на втором плане создают образ треугольника, который дает зрительное движение всему рисунку. Ещѐ один рисунок Самокиша показывает бой русских войск под Ярославлем.

1 ведущий: Многие сражения Первой мировой войны запечатлела кисть художника-баталиста Александра Юрьевича Аверьянова. Поражает масштабность его полотна «Атака казаков». Для художника важна каждая деталь в изображении битвы и еe участников. Потрясает атака мчащихся всадников, которые в едином порыве, лавиной устремились на врага. Этой силе русского духа невозможно противостоять. На первом плане мы видим фигуру всадника с саблей в руке, он отважен, смел, уверен в себе. Также динамику картине придают фигуры убегающих врагов, хотя некоторые из них ещѐ пытаются остановить смертельную атаку. Разбитые орудия и фигуры раненых солдат уводят нас в глубь картины до линии горизонта, что придает масштабность полотну. Посмотрите на детали и второго плана: хаос, отчаяние на лицах немецких солдат, смерть, которую чувствует даже лошадь, потерявшая седока, горящие после артобстрела деревья, они как раненые люди, одинокие и беспомощные. Но вглядитесь: мощные сосны в центре картины, как сила русского духа, как единство народа. Дым от пожарищ и облака сливаются воедино, но яркие пятна голубого неба вселяют уверенность в справедливой победе. Вглядитесь также внимательнее в репродукции картин Дмитрия Шевченко «Русские гусары», Ольшанского Б. «Русский реквием», Сергея Соломко «Генерал Лохвицкий», Сергея Мухарского «Смерть героя», Геннадия Доброва «Старый воин». Искусство периода Первой мировой войны несет в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей силы и патриотического воздействия. Фронтовая графика, акварельные наброски, созданные по следам военных событий, особенно ценны своей достоверностью. Об этом свидетельствуют зарисовки и наброски фронтовых художников. Если проанализировать произведения большинства художников, то можно создать настоящую художественную летопись Первой мировой войны. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из произведений литературы и искусства. А поэтому о них нужно говорить. Как сказал Президент Владимир Путин, «люди, героически сражавшиеся на фронтах Первой мировой и отдавшие свои жизни за интересы России, не должны быть забыты».

2 ведущий: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, - требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы – это псевдоним или аббревиатура, по первым слогам трѐх художников-графиков СССР. Ими являлись: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом. Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» На плакате женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

1 ведущий: Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, выполненные художниками появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов. О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана». Художник Дейнека Александр Александрович в картине «Оборона Севастополя» показал небывалую отвагу и стойкость моряков - защитников города-героя. Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Фѐдор Александрович Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица. Всмотритесь в картины художников Тарелкина Бориса «Товарищи», Владимира Кохаля «На безымянной высоте», Анатолия Фѐдоровича Шорохова «Последний бой на 35 батарее», Широкова А. «За Родину!», Мальцева Петра Тарасовича «Штурм Сапун – горы», Марата Ивановича Самсонова «Сестрица» и вы увидите героизм, бесстрашие, отвагу и доблесть советского воина, защищавшего свою Родину от врага. И уже по – другому выглядят советские солдаты и военачальники, победившие фашизм в 1945 году. На их лицах хоть и присутствует печать усталости от четырѐх страшных лет войны, но можно увидеть гордость и торжество победителей! Хорошо это видно на репродукциях художников Антонова Константина Михайловича «Победители», Присекина Сергея Николаевича «Парад Победы», Михаила Хмелько «Триумф победившей Родины».

2 ведущий: Сегодня мы познакомили вас лишь с некоторыми картинами русских художников, которые раскрывают образ русского воина, солдата – защитника Отечества. И закончить экскурсию хотелось бы стихотворением «Воину русскому вечная слава!» Воину русскому вечная слава! Сколько он крови праведной пролил, Сколь молодцов оставили главы, Сильные волей на выжженном поле. Скольких мы знаем великих и сильных, Кто дрался умело за правое дело. А сколько имен на плитах могильных Назвать можем смело геройскими зело!

1 ведущий: Такие, как Невский, Донской и Ослябля, Как Пересвет. Еще тысячи лет Славы великой своей не ослабят, И лучше нет их примера побед. Князья собирали силой и словом Земли разбитые, кровью залитые. Споры за власть погубили основы За братство забытое плата – убитыми. Но, правда и воля с силою духа Восторжествовали, силою стали. Трудами и верой побита разруха. Былые печали, как сон, миновали.

2 ведущий: Хоть было врагов и после немало, Но русских людей нету смелей. С нами Европа не раз воевала, Но куда уже ей против русских мужей. На армию интеллигентных французов, В грязи и болотах нашедших заботы, Нашелся наш русский Михайло Кутузов, Изгнав без почету французов пехоту. Столетья спустя были Жуков и Конев, Не зная пощады, под Сталинградом Немцев склонили они к обороне. Попятились задом фашистские гады! А дальше под Курском дугу разогнули Танковым боем. Смятые строи Прочь с Русской земли к себе драпанули Коричневым роем, гонимы Москвою.

1 ведущий: Как ни было тяжко и трудно порою, Но брали высоты храбрые роты. Фашистское знамя попрали ногою, А знамя Победы подняли рукою. И вновь на замке России границы, Там служат солдаты – наши ребята. И дома поэтому крепко нам спится, Что крепко зажаты в руках автоматы. И каждый шагнет живота не жалея, Закроет собою, не прячась за спины. Так было всегда – это дело мужское: Защитить Дом и Мать в дни суровой годины.

1) Какая картина вам понравилась больше всего? Почему?

2) Скажите, каким должен быть защитник Отечества, какими качествами он должен обладать?

 

.