Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Ход занятия:
1. Ознакомиться с теоретической частью
2. Выполнить задания
3. Ответить на вопросы
4. Сделать вывод о проделанной работе
Теоретическая часть
Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.
Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудио-материалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.
В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов — их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.
Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www.sputnik.ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Кинель-Черкасс».
В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией. Выберем один из них.
Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу или станцию метро. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом.
Конечно, к современным информационным ресурсам от-носят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».
В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах, помимо традиционной учебной продукции, широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные электронные учебные материалы, содержащие обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме у т.е. режиме прямого доступа.
В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован пор тал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.
Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http://school-collection.edu.ru.
Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить в установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.
Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе в текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для этого можно выполнить команду
текстового редактора Вставка. Гиперссылка. В открывшемся окне надо указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом. Это имя файла в виде ссылки останется в тексте курсовой работы. Каждый раз. когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылке — и в вашем окне откроется нужный документ: текст, таблица, презентация, рисунок и т.д.
Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни: это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете. Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.
Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка. Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, например, обратимся к сайту Российской государственной библиотеки http:// www.rsl.ru. В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела.
В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы.
Содержание работы:
Задание №1
- Загрузите Интернет.
- В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
- Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
- Охарактеризуйте любые три.
Название |
Характеристика |
|
|
|
|
|
|
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос |
Ответ |
1) укажите время утверждения григорианского календаря |
|
2) каков диаметр пылинки |
|
3) укажите смертельный уровень звука |
|
4) какова температура кипения железа |
|
5) какова температура плавления йода |
|
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца |
|
7) какова масса Земли |
|
8) какая гора в Австралии является самой высокой |
|
9) дайте характеристику народа кампа |
|
10) укажите годы правления Ивана III |
|
11) укажите годы правления Екатерины II |
|
12) укажите годы правления Ивана IV |
|
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. |
|
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед |
|
Задание №3. Ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами? |
|
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. |
|
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами? |
|
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? |
|
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе