Практическое занятие № 5
Наименование занятия: Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Цель занятия: выработать навыки применения программы архивирования данных.
Приобретаемые умения и навыки: навыки архивирования файлов; просмотра файлов в архиве; извлечения файлов из архива; создания самораспаковывающегося архива Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: ПК, ОС, ИТК, рабочая тетрадь.
Техника безопасности: Правила ТБ при работе в компьютерном классе Последовательность выполнения:
- Записать дату, тему и цель практического занятия.
- Изучить методические рекомендации.
- Ознакомиться с содержанием работы.
- Выполнить задания.
- Ответить на контрольные вопросы.
- Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Методические рекомендации
Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.
Архивация предназначена для создания резервных копий используемых файлов, на случай потери или порчи по каким- либо причинам основной копии (невнимательность пользователя, повреждение магнитного диска, заражение вирусом и т.д.).
Для архивации используются специальные программы, архиваторы, осуществляющие упаковку и позволяющие уменьшать размер архива, по сравнению с оригиналом, примерно в два и более раз.
Архиваторы позволяют защищать созданные ими архивы паролем, сохранять и восстанавливать структуру подкаталогов, записывать большой архивный файл на несколько дисков (многотомный архив).
Сжиматься могут как один, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл или архив. Программы большого объема, распространяемые на дискетах, также находятся на них в виде архивов.
Архивный файл — это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации.
Выигрыш в размере архива достигается за счет замены часто встречающихся в файле последовательностей кодов на ссылки к первой обнаруженной последовательности и использования алгоритмов сжатия информации.
Степень сжатия зависит от используемой программы, метода сжатия и типа исходного файла. Наиболее хорошо сжимаются файлы графических образов, текстовые файлы и файлы данных, для которых степень сжатия может достигать 5 - 40%, меньше сжимаются файлы исполняемых программ и загрузочных модулей - 60 - 90%. Почти не сжимаются архивные файлы. Программы для архивации отличаются используемыми методами сжатия, что соответственно влияет на степень сжатия.
Для того чтобы воспользоваться информацией, запакованной в архив, необходимо архив раскрыть или распаковать. Это делается либо той же программой-архиватором, либо парной к ней программой-разархиватором.
Разархивация (распаковка) — процесс восстановления файлов из архива в первоначальном виде. При распаковке файлы извлекаются из архива и помещаются на диск или в оперативную память.
Самораспаковывающийся архивный файл - это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.
Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в обычно создаются в форме «.ЕХЕ-файла».
Архиваторы, служащие для сжатия и хранения информации, обеспечивают представление в едином архивном файле одного или нескольких файлов, каждый из которых может быть при необходимости извлечен в первоначальном виде. В оглавлении архивного файла для каждого содержащегося в нем файла хранится следующая информация:
- имя файла;
- сведения о каталоге, в котором содержится файл;
- дата и время последней модификации файла;
- размер файла на диске и в архиве;
- код циклического контроля для каждого файла, используемый для проверки целостности архива.
Архиваторы имеют следующие функциональные возможности:
- Уменьшение требуемого объема памяти для хранения файлов от 20% до 90% первоначального объема.
- Обновление в архиве только тех файлов, которые изменялись со времени их последнего занесения в архив, т.е программа- упаковщик сама следит за изменениями, внесенными пользователем в архивируемые файлы, и помещает в архив только новые и измененные файлы.
- Объединение группы файлов с сохранением в архиве имен директорий с именами файлов, что позволяет при разархивации восстанавливать полную структуру директорий и файлов.
- Написания комментариев к архиву и файлам в архиве.
- Создание «саморазархивируемых» архивов, которые для извлечения файлов не требуют наличия самого архиватора.
- Создание многотомных архивов- последовательности архивных файлов. Многотомные архивы предназначены для архивации больших комплексов файлов на дискеты.
Содержание работы и последовательность выполнения
Задание 1 (21 балл).
- Открыть программу 7-Zip File Manager через меню: Пуск -Программы - 7-Zip.
- Используя кнопки навигации по файловой системе в программе 7-Zip File Manager создайте папку под названием «ФИО студента» в папке Мои документы (Для создания папки используйте меню Файл/Создать папку, либо клавишу F7).
- На компьютере создайте, сохраните или найдите 3 файла изображений с одним расширением либо .bmp, либо .jpg, либо .png. Скопируйте в папку «ФИО студента» эти файлы.
- В программе 7-Zip File Manager. Выделить эти файлы и нажать на Панели инструментов кнопку Добавить.
- В открывшемся окне Добавить к архиву ввести:
- Название архива - Архив: Рисунки,
- Формат архива - Zip,
- Уровень сжатия - Максимальный.
- Обратить внимание на то, какие еще существуют параметры у архива, но оставить их без изменения.
- Нажать ОК и пронаблюдать процесс создания архива. В окне с программой должен появиться файл Рисунки^р.
- Сделать скриншот Рабочего стола с изображением программы 7-Zip File Manager. (Для создания скриншота нужно, не закрывая окна программы 7-Zip, нажать кнопку PrintScreen на клавиатуре).
- Открыть программу Paint. Вставить туда изображение рабочего стола из буфера обмена.
- Отредактировать рисунок, таким образом, чтоб на нём осталось только изображение окна архиватора.
- Сохранить изображение архиватора в личной папке в формате JPEG с именем Arh_Lab.jpg.
- Закройте программу
- В окне архиватора появляется новый файл Arh_Lab.jpg. Через контекстное меню на этом файле выберете пункт меню«7zip» - «Добавить к архиву...».
- В поле ввода имени архива выберете из всплывающего списка имя архива Рисунки и нажмите ОК.
- Закройте программу 7-Zip File Manager.
- Создать новый архив в папке «ФИО_студента» с именем Документы, добавив в него, пять текстовых файлов. Документы нужно создать самостоятельно.
- В окне Добавить к архиву ввести
- Название архива - Архив: Документы,
- Формат архива - Zip,
- Уровень сжатия - Максимальный.
- Создать новый архив с именем Музыка, добавив в него музыкальные файлы .mp3 или .wav (найти самостоятельно).
- Название архива - Музыка,
- Формат архива - Zip,
- Уровень сжатия - Максимальный.
- Вызвав мышью контекстное меню на архиве Рисунки^р, выберите пункт «7-Zip» - «Распаковать» («Extract to
“Рисунки\”»).
- Оформить таблицу:
Для этого необходимо рисунок Arh_Lab.jpg добавить в архив разными методами сжатия, поочередно. Для просмотра объема файла необходимо в контекстном меню файла выбрать «Свойства»:
Архиватор 7-Zip |
||||
Имя файла с расширением |
Объем файла до архивации (байт) |
Объем файла в архиве (байт) |
Уровень сжатия |
Во сколько раз уменьшился объем файла |
Arh_Lab.jpg |
|
|
Нормальный |
|
Arh_Lab.jpg |
|
|
Скоростной |
|
Arh_Lab.jpg |
|
|
Ультра |
|
|
- В тетради сделать выводы о том, какой способ сжатия дает наибольший эффект и лучше поддается сжатию.
Задание 2 (9 баллов).
Контроль знаний и умений:
- Опишите технологию добавления файлов в архив.
- Как просмотреть содержимое архива?
- Как просмотреть содержимое файла без извлечения из архива?
- Опишите технологию извлечения файлов из архива.
- Как удалить файлы из архива?
- Опишите технологию создания самораспаковывающегося архива.
- Как добавить файлы в архив с использованием контекстного меню?
- Как извлечь файлы из архива с использованием контекстного меню?
- Какой способ сжатия дает наибольший эффект и лучше поддается сжатию?
Задание 3. Сделать вывод о проделанной работе (2 балла).
Критерии оценки практического занятия
Количество набранных баллов |
Оценка |
29-32 |
5 (отлично) |
24-28 |
4 (хорошо) |
18-23 |
3(удовлетворительно) |
Менее 18 |
2 (неудовлетворительно) |
|