Практическая работа № 47
Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Цель работы: Изучение информационной технологии создания почтового ящика и работы с электронной почтой.
План
- Изучить теоретические понятия электронной почты
- Выполнить создание и настройку почтового ящика web-почты
- Ответить на контрольные вопросы
Краткие сведения
Электронная почта – это система, позволяющая пользователям отправлять сообщения через модем или по сети с одного компьютера на другой. Электронная почта (E-Mail) - это служба Интернета, обеспечением которой занимаются специальные почтовые серверы. Как и все службы Интернета, электронная почта основана на взаимодействии двух программ. Одна из них сервер, другая – клиент. Они взаимодействуют по определенным правилам, заданным в протоколах.
Протокол службы – технический стандарт (система правил), определяющий технические особенности взаимодействия почтовых серверов друг с другом и с почтовыми клиентами.
Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата. От других служб Интернет электронная почта отличается, прежде всего тем, что ее работа определяется не одним протоколом, а несколькими.
Для работы электронной почты применяются два основных протокола.
- РОРЗ (Post Office Protocol) - протокол приема почтовых сообщений (протокол почтовой службы);
- SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) - простой протокол передачи почты.
Иногда для приема почты используется более современный протокол – IMAP (Internet Message Access Protocol), который позволяет, в частности, выборочно копировать пришедшие для вас письма с почтового сервера на ваш компьютер. Чтобы использовать этот протокол, необходимо, чтобы он поддерживался как вашим провайдером, так и вашей почтовой программой.
Для работы с электронной почтой пользователь должен получить учетную запись – совокупность настроек сервера, ориентированная на работу с конкретным клиентом. Правомочность владения учетной записью пользователь подтверждает вводом регистрационного имени (логина) и пароля для подключения к серверу.
Адрес электронной почты – запись, однозначно определяющая путь доступа к электронному «почтовому ящику» адресата.
Адрес электронной почты выглядит примерно следующим образом:
Имя_пользователя@доменное_имя
Первая часть адреса включает в себя имя пользователя. Это имя или псевдоним, которые Вы выбираете сами, или которые назначает вам поставщик услуг. Символ @ используется для отделения пользовательского имени от доменного. Доменное имя указывает на имя компьютера вашего поставщика услуг Интернета. Таким образом, понятно, что сочетание вашего пользовательского имени и имени почтового сервера вашего поставщика услуг обеспечивает точное указание того, куда должна быть отправлена почта. Большие и маленькие буквы в почтовом адресе не различаются.
Для работы с электронной почтой используются различные почтовые клиенты, отличающиеся функциями, интерфейсом и т.д. Одной из распространенных программ работы с электронными сообщениями является Outlook Express. Основными возможностями этой программы являются: Создание, отправка и получение сообщений; Редактирование отправляемых сообщений с помощью специального редактора; Оперативный контроль за отправкой и получением сообщений; Отправка писем как одному адресату, так и по многим адресам, причем как в текстовом формате, так и в формате HTML; Прикрепление к письмам файлов различных форматов (например, звуковых или фото) и др.
Дополнительные функции клиентов электронной почты предназначены для автоматизации основных операций или для повышения удобства работы со службой. Самые распространенные из них:
Поддержка множественных идентификационных записей. Идентификационной записью называется совокупность настроек программы на конкретного пользователя.
Поддержка Адресной книги. Адресная книга – это удобное средство для работы с адресами электронной почты. Это средство управления базой данных, обычно встроенное в почтовую программу, которое позволяет вести учет контактов. Контактами называются записи адресной книги, соответствующие регулярным корреспондентам и содержащие данные о людях и их адресах электронной почты.
Функции оповещения. В качестве сигнала оповещения поступления новой почты может использоваться звуковой или визуальный сигнал (диалоговое окно). Большинство средств оповещения могут сигнализировать о поступлении новой почты запуском заданной программы.
Фильтрация сообщений. Фильтрацию используют для борьбы со спамом.
Поддержка «черного» и «белого» списков. Средства фильтрации могут работать с заранее заготовленными списками почтовых адресов. «Черным» называется список адресов электронной почты, сообщения от которых автоматически блокируются и уничтожаются непосредственно на сервере без загрузки на локальный компьютер. «Белый список» используют, чтобы пропускать избранные сообщения в тех случаях, когда почтовый клиент настроен на блокирование всех поступающих сообщений.
Функции автоматической генерации ответа и переадресации. Автоматическая генерация ответа на поступившее почтовое сообщение позволяет соблюсти этикет электронной почты и оперативно ответить на поступившее сообщение, когда нет возможности ответить обычным способом.
При работе с электронной почтой следует соблюдать этикет.
Правила поведения для переписки по электронной почте.
Что следует делать:
- Будьте внимательны к другим; пишите кратко и придерживайтесь темы.
- Для выражения эмоций используйте смайлики, но не слишком ими увлекайтесь. Они выражают тон письма, предупреждая двоякое толкование.
- Файлы подписи должны быть небольшими (не больше пяти-шести строк).
Чего желательно не делать:
- НЕ ПИШИТЕ ПИСЬМА ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ! Поскольку электронные письма можно только читать, а не слышать, у вас нет возможности выразить свои эмоции, например, так, как вы это сделали бы во время разговора по телефону. ТЕКСТ, НАПИСАННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, в электронной переписке воспринимается как КРИК!
- Не рассылайте сообщения, не содержащие никакой важной и полезной информации.
- Не посылайте такие письма, которые вы, например, не хотели бы прочесть сами или услышать в новостях.
Безопасность электронной почты. Методы борьбы со спамом
С точки зрения безопасности, при работе с электронной почтой выделяют следующие угрозы и уязвимости: утечка конфиденциальной информации; отказ в обслуживании; заражение компьютерным вирусом.
Во избежание утечки конфиденциальной информации необходимо шифровать электронные сообщения. Большинство современных почтовых клиентов делают эти операции автоматически, «прозрачно» (то есть незаметно) как для отправителя, так и для адресата.
Угроза, называемая «отказом в обслуживании», связана с целенаправленным выведением из строя почтового сервера адресата, например, в результате переполнения, поступающими сообщениями. В качестве меры противодействия, во-первых, используют почтовые клиенты, способные анализировать поступающие сообщения на сервере, без загрузки их на компьютер пользователя. Во-вторых, во избежание переполнения «почтового ящика» не следует широко публиковать свой адрес электронной почты. В крайнем случае, если адрес опубликовать необходимо, открывают учетную запись в одной из бесплатных служб Web-Mail и используют ее в качестве временной. При отправке своего адреса в Сеть, следует иметь в виду, что существуют автоматические программные средства, занимающиеся просмотром файлов любых типов, в поисках имеющихся в них адресов E-Mail. Обычно эти средства разыскивают в документах символ «@», поэтому его заменяют каким-либо другим символом, понятным человеку, но не программе, например #.
По электронной почте можно получить как «классические» компьютерные вирусов, так и особые «почтовые» вирусы. Классические вирусы распространяются в виде исполнимых файлов, вложенных в сообщения электронной почты. Таким методом могут поражаться любые компьютерные системы, независимо от используемого почтового клиента. Все исполнимые файлы, поступающие вместе с сообщениями электронной почты, потенциально опасны, даже если они поступают от знакомых лиц.
Механизм работы «почтовых вирусов» основан на эксплуатации уязвимостей, имеющихся в отдельных почтовых программах. Наиболее часто атакам подвергаются пользователи стандартного программного обеспечения, в частности программы Outlook Express. Для срабатывания «почтового вируса» даже не требуется запускать на исполнение файл, полученный в качестве почтового вложения, – достаточно просто его открыть.
Как говорилось выше спам – это рассылка незатребованной корреспонденции. Спам (наряду с компьютерными вирусами) еще одна неприятная сторона работы с электронной почтой. Самый эффективный путь борьбы со спамом – изменение время от времени адреса своей электронной почты.
Из других средств действенны следующие:
- ограничьте круг почтовых клиентов, с которыми вы работаете, никогда не отвечайте на письма неизвестных вам клиентов – вы рискуете попасть в списки рассылки их сообщений;
- не осуществляйте подписку на новости;
- немедленно удаляйте спам со своего компьютера;
- никогда не открывайте прикрепленные к спам-сообщениям файлы, иначе можете прихватить вместе со спамом еще и вирусы;
- ни в коем случае не активизируйте гиперссылки в полученных спам-сообщениях – это верный способ попасть в списки рассылки спанеров;
- используйте фильтрацию поступающих сообщений, в частности «Черный список».
Более подробную информацию о том, как бороться со спамом, вы можете получить, просмотрев Интернет-сайт www.antispam.ru.
Задания к практической работе
Задание 1. Зарегистрируйтесь на rambler.ru, соблюдая все требования по созданию почтового ящика. Запишите в отчете свой e-mail.
Задание 2. Второй электронный ящик создайте на Яndex. Запишите в отчете свой e-mail.
Задание 3. Зайдите в свой почтовый ящик на rambler.ru и напишите письмо на свой адрес на Яndex. Указав тему - «Первое письмо». В тексте письма напишите слова приветствия.
Задание 4. Откройте страницу со своим почтовым ящиком на Яndex. Проверьте почту. Откройте полученное «от себя» письмо и ответьте отправителю. Тему сообщения не изменяйте. Текст письма по своему усмотрению.
Задание 5. Зайдите в свой почтовый ящик на Яndex и настройте его таким образом, чтобы в каждом письме добавлялась автоматически подпись, состоящая из Ваших инициалов.
Создайте фильтр-автоответчик, который генерирует автоматический ответ на письма с 1-го января по 10е января следующего года «Извините у меня рождественские каникулы. Напишите мне после 10 января».
Задание 6. Откройте страницу со своим почтовым ящиком на Яndex. Создайте новую папку и назовите ее «Учеба». Создайте фильтр «Учеба», который бы перемещал письма, полученные от студентов вашей группы в папку «Учеба».
Задание 7.Создайте в своем почтовом ящике на Яndex адресную книгу. Заполните адресную книгу адресами обучающихся, указав фамилию, имя, e-mail, телефон и организацию (в поле Комментарий). Сохраните страницу адресной книги в свою папку.
Контрольные вопросы
Обязательная часть
- По какому принципу организована электронная почта?
- На каких протоколах она основана?
- Что называется учетной записью электронной почты?
- Что такое адрес электронной почты. Из каких частей он состоит?
- Перечислите правила поведения для переписки по электронной почте.
- Какие виды вирусов могут поступать с сообщениями электронной почты?
- Что такое спам?
- Какие методы борьбы со спамом вы знаете?
Дополнительная часть
С какой целью при регистрации на бесплатной почтовой службе указывается контрольный вопрос?
Какие разделы содержит Настройка в почтовом ящике Яndex?
Как работают Черный и Белый список?
Для чего используются фильтры?
Из каких папок состоит электронный ящик на rambler.ru?
Перечислите и охарактеризуйте основные функции почтовых клиентов.
Как можно вложить файл в электронное сообщение?
Перечислите основные операции с сообщениями электронной почты.
Для чего предназначена адресная книга? Как можно добавит новую запись в Адресную книгу?