Тема: Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Количество часов: 2
Цель работы: изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.
Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.
Повторить требования по соблюдению техники безопасности.
Техника безопасности компьютерном классе
|
|
§ Обучающиеся должны входить и заниматься в кабинете спокойно, не задевая столы и ничего на них не трогая. § Работа с компьютером производится строго по указаниям преподавателя § Перед началом работы, обучающиеся должны убедиться в отсутствии видимых повреждений аппаратуры. Запрещается: - Разъединять или соединять разъемы аппаратуры и пытаться самостоятельно исправлять возникшую в аппаратуре неисправность. - Класть какие-либо предметы на монитор, системный блок или клавиатуру; - Работать во влажной одежде, а также влажными или грязными руками. |
|
Включение ПК должно производиться в следующей последовательности: 1) включить принтер (если он нужен); 2) включить монитор; 3) включить системный блок. |
Выключение ПК: 1) завершить все работающие программы 2) выключить системный блок; 3) выключить монитор; 4) выключить принтер (если был включён).
|
Теоретические сведения :
Государственные образовательные порталы — необходимый элемент единого образовательного пространства, создание которого широко декларируется различными федеральными программами.
Основной целью федерального целевого проекта «Электронная Россия» и ряда правительственных инициатив является создание единого информационного образовательного пространства на всей территории РФ. Создание единого образовательного пространства — комплексный многоступенчатый процесс, включающий последовательную реализацию программ федерального и регионального уровня, направленных на повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. ИТ в новой образовательной среде приобретают институциональный характер — от средства, сопровождающего образовательный процесс, информационные технологии становятся централизующим механизмом системы образования, накопителем интеллектуального потенциала и основным носителем новых методик.
Важным элементом новой информационной среды являются государственные образовательные порталы. Интегрированные в единую образовательную систему, порталы создают возможности для дополнительного образования, повышения квалификации, получения необходимой информации по интересующим вопросам в любой момент времени. Значение образовательных порталов заключается и в создании возможностей для экспорта российского интеллектуального потенциала, оказания услуг обучения русскоязычному населению, проживающему за рубежом.
В настоящий момент в русскоязычном Интернет насчитывается множество разнородных образовательных порталов. Часть из них представляют собой инициативы федеральных ведомств, как например, Министерства образования и социального развития. Другие — деятельность общественных институтов, и лишь незначительная часть представляет собой частные порталы. Специфика Рунета заключается в том, что масштабные порталы с большим количеством материалов представлены в основном в рамках федеральных инициатив.
Весь спектр образовательных порталов можно разделить на несколько категорий. Наиболее масштабную категорию представляют собой системы образовательных порталов и ресурсных сетей, созданных в рамках Федеральных целевых программ по инициативе Министерства образования и других федеральных структур.
Одной из наиболее масштабных является сеть государственных порталов с единым индексом edu.ru. В настоящее время в сети функционируют 15 порталов, среди которых специализированные порталы «Российское образование», «Экономика. Социология. Менеджмент.», «Юридическая Россия», образовательный портал, посвященный естественным наукам, портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», специализированный портал, посвященный информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды является сеть RUNNet (Russian University Network), которая была создана в 1994 году в рамках государственной программы «Университеты России». В настоящее время RUNNet представляет собой объединение ресурсов региональных сетей, а также крупных научно-образовательных учреждений: ВУЗов, исследовательских центров. В число пользователей RUNNet входят такие крупные научно-образовательные сети как RBnet, FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RELARN-IP, сети Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов.
Среди российских образовательных сетей федерального масштаба интерес представляет сеть RBnet (Russian Backbone Network). Создание RBnet началось с принятием в 1994 году программы «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы». Развитие RBnet продолжалось 1996 — 2001 в рамках межведомственной программы Министерства науки, Министерства образования РФ, Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. Головной организацией сети RBnet является НИИ развития общественных сетей. Целью создания RBnet является обеспечение единой инфраструктуры региональных и ведомственных сетей различной тематики, сегодня RBnet охватывает более 50 российских регионов.
Еще одной крупнейшей некоммерческой системой образовательных порталов является FREE.net, которая объединяет, в основном, академические компьютерные сети, сайты ВУЗов, организаций Академии наук, научно-исследовательские организации.
Во многих регионах действуют специализированные академические сети, объединяющие ВУЗЫ, научно-исследовательские центры. К таким сетям следует отнести РОКСОН (Региональная объединенная компьютерная сеть науки и культуры), созданная в Северо-Западном регионе, Южно-уральскую сеть EUNet, сеть Новосибирского Академгородка Akadem.org, научно-исследовательскую сеть юга России, созданную на базе Ростовского государственного университета.
Важной составляющей образовательных сетей являются порталы ВУЗов. Сегодня порталы высших учебных заведений являются носителями не только официальной информации университета, но и образовательных ресурсов, отчетов о научно-исследовательской деятельности, информации о внутренней жизни ВУЗов, студенческих мероприятиях. Сегодня сложно найти ВУЗ, в котором не было бы собственного Интернет-сайта.
В отдельную категорию следует выделить библиотечные порталы и созданные на их основе библиотечные сети. Региональные библиотечные сети, а также порталы отдельных библиотек интегрируются в системы порталов федерального масштаба. В качестве примера государственного библиотечного портала следует привести объединенный портал «Библиотеки России», созданный при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. «Библиотеки России» представляет интерес и с точки зрения создания информационного партнерства между российскими библиотеками разного уровня, предоставляемой возможности обмена информационными ресурсами, документами, опытом и методиками управления библиотечным фондом, так и с точки зрения пользователей библиотек, - портал содержит описания более 2000 библиотек, ключевых направлений и специализации, контактной информации. Портал содержит также ссылки на сайты библиотек, профессиональных мероприятий библиотечной сферы, а также список образовательных порталов, как государственных, так и более узкой тематики. В список библиотечных порталов, содержащих информацию о российских библиотеках, следует отнести информационно-справочный портал «Library.ru», созданный специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Задачи определяют базовую аудиторию портала: это профессиональные библиотекари, читатели, а также потенциальные читатели, которые не посещают реальную библиотеку, но хотели бы. Таким образом, портал выполняет, наряду с информационными, еще и рекламные функции. Особенностью портала является библиотека редких текстов, которые читатели портала чаще других пытались и не смогли найти в Интернет.
Частные образовательные порталы, созданные по инициативе частных лиц или организаций, следует выделить в отдельную категорию. Несмотря на общий хаос, царящий среди частных образовательных порталов, в данной категории можно выделить несколько подвидов. Порталы различаются по возрастной направленности, - например, в Рунете достаточно много порталов, ориентированных на детей дошкольного, младшего школьного возраста и их родителей. Порталы для школьников определенной тематики, как правило, создаются либо при участии региональных администраций, либо по инициативе Министерства образования РФ, часть порталов создается детскими фондами и благотворительными организациями, лишь небольшая часть порталов для школьников создаются частными лицами и организациями. К числу последних следует отнести портал «Школьный мир», портал «В мире науки» для школьников, созданный группой преподавателей Самарского университета, интерактивный портал «Большая перемена», созданный «Агентством гуманитарных технологий» в рамках контракта с Федеральным агентством по образованию, проект «Ум-nik».
Кроме того, следует различать публичные (общественные) порталы и частные, ориентированные на определенную аудиторию. Условием доступа к таким порталам является либо принадлежность к определенной группе, например, студентам университета, либо оплата. К категории таких порталов принадлежат, например, интерактивные порталы языковых школ, которые содержат материалы для обучения.
Задание №1.
- Проверьте подключение к сети Интернет.
- Перейдите по ссылкам на государственные образовательные порталы.
https://www.edu.ru
https://school.edu.ru/
https://ege.edu.ru
https://www.en.edu.ru/
https://www.law.edu.ru/
- Выпишите электронные адреса государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику. Оформите в виде таблицы:
№ |
Название портала |
Электронный адрес портала |
Характеристика портала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru
- Перейти на Федеральный портал «Российское образование»
- Ознакомиться с новостями СПО.
- Перейти в раздел ФГОС.
- Найти в разделе ФГОС свой федеральный государственный образовательный стандарт.
Задание 3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Перейти по ссылке в информационную система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» www.window.edu.ru ;
- В поиске системы задать свою специальность.
- Отфильтровать полученные результаты по различным фильтрам.
- Записать результаты поиска в таблицу по трем фильтрам.
Задание 4. Электронная библиотека «Академия»
http://www.academia-moscow.ru/
- Перейти по ссылке
- Войти в систему с выданным логином и паролем.
- Перейти в «Кабинет»
- Записать название и автора учебника по Информатике.
Задание №5. Ответить на вопросы:
- Каким образом производится поиск информации на государственных образовательных порталах?
- Что представляет собой государственный образовательный портал?
Задание 6: Сделать вывод о проделанной практической работе